
Педагог – психолог отделения помощи семье и детям «Дети в семье» ОГКУСО «Центр социальной помощи семье и детям «Радуга» Братского района» предоставила коллегам в рамках работы методического объединения тему для обсуждения «Созависимое поведение в алкоголизированных семьях». Тема для обсуждения является актуальной для специалистов, так как в своей работе они сталкиваются с клиентами, имеющими алкогольную зависимость.
Члены семьи, пытаясь «спасти» родственника имеющего алкогольную зависимость, вовлекаются в созависмые отношения. Созависимость при алкоголизме — это патологическая форма отношений, в которых один партнёр чрезмерно вовлечён и глубоко поглощён жизнью другого человека, страдающего от алкоголизма. В созависимые отношения вовлечены и несовершеннолетние дети. Работа с детьми требует от специалистов особого такта, использования экологичных техник, с одной стороны поддерживающих ребенка, с другой – направленных на сепарирование от родителей и ситуации, мотивирующих на построение своего жизненного маршрута.
Стоит отметить, что созависимость проявляется эмоциональными, поведенческими и когнитивными нарушениями, при которых человек неправильно воспринимает собственную личность и значимость своих потребностей, а также не способен критически оценивать состояние близкого, зависимого от алкоголя. К тому же, попадая под опеку со стороны созависимого, человек, злоупотребляющий алкоголем, теряет инициативность. Гиперопека, которой его окружают, может существенно снизить: эффективность работы специалистов с данным клиентом, эффективность лечения и реабилитации, если клиент согласится пройти курс реабилитации в предложенных специалистами реабилитационных Центрах или найденных самостоятельно, из-за чего человек возвращается к злоупотреблению алкоголем. Для того, чтобы разобраться в тонкостях ролевых позиций алкозависимых, членов их семей, специалистов педагогом – психологом предложен «Треугольник Карпмана», предполагающий три роли: спасатель, агрессор, жертва. Рассматривая каждую роль, можно сказать, что роли не статичны, а подвижны в зависимости от ситуации на данный момент.
Анализируя материал по теме созависимых отношений, можно сказать о том, что самый распространенный гамма – алкоголизм. Для гамма-алкоголизма характерно употребление алкоголя от нужных толерантных доз до «полной отключки», при этом алкозависимый человек рассматривается с биопсихосоциодузовной позиции, то есть включающей все составляющие нашей жизни.
Если рассматривать модель стадий изменения поведения, описывающую как люди преодолевают свое деструктивное поведение, формируя новые конструктивные модели поведения, разработанную Дж. Прохаской, К. ДиКлименте, Дж. Норкроссом, наибольшую эффективность будет иметь работа специалистов с клиентом, когда клиент находится на стадиях «размышление / созерцание» и «подготовки», то есть когда клиент имеет намерение изменить свое поведение, свой образ жизни.
Анализируя представленный педагогом – психологом материал, пришли к выводу о том, что был полезен, содержателен, имеет в своей основе теоретические и экспериментальные данные ученых. Специалистами определены наиболее эффективные точки активной работы с клиентами и членами их семей, которые позволят предоставить активность человеку, имеющему проблему с употреблением алкоголя, а задача специалистов – поддерживать ресурсное состояние клиента, замечать и проговаривать клиенту о даже самых незначительный положительных изменениях в его жизни, поступках.