12 января 2024 года педагог-психолог отделения помощи семье и детям ОГКУСО «Центр социальной помощи семье и детям «Радуга» Братского района» провела круглый стол (рис. 1) для своих коллег на тему: «Работа с ресурсами EMDR-терапия», на котором коллегам была предоставлена информация, полученная 5-6 января в информационно-консультационном психологическом центре «Психометрика».
В праздничные дни прошел семинар на тему: «EMDR-терапия: протоколы для работы с ресурсами взрослых и детей». На семинаре Сметанкин Андрей Владимирович, психолог в направлениях: арт-терапия, эриксоновский гипноз и эриксоновская терапия, EMDR-терапия, семейное консультирование, ко-медиатор (до- и внесудебное разрешение конфликтных ситуаций), консультант по работе с химическими зависимостями и пищевому поведению, представил протоколы для работы с ресурсами взрослых и детей, которые участники семинара смогли отработать в сессионных комнатах.
Десенсибилизация и переработка движением глаз (ДПДГ, англ. EMDR) – метод психотерапии, разработанный Френсин Шапиро для лечения посттравматических стрессовых расстройств (ПТСР), вызванных переживанием стрессовых событий, в том числе таких, как насилие или участие в военных действиях. ДПДГ использует структурированный восьмифазный подход, относящийся к прошлым, настоящим и будущим аспектам травматического опыта и дисфункционально хранящихся стрессовых воспоминаний. Во время фазы переработки клиент фокусируется на тревожащих воспоминаниях в течение коротких сессий по 15-30 секунд. При этом он одновременно фокусируется на альтернативной стимуляции (движения глаз, похлопывания кистями рук по предплечьям).
Одна из коллег выразила согласие побывать в роли клиента и оценить результативность работы протокола «SCORE»: симптомы – причины – результат – ресурсы – эффекты (рис. 2). Анализируя изменения своего эмоционального состояния, коллега рассказала о том, что ресурсы, названные и определенные ей как помощь изменить свое состояние, были приняты, эмоциональное состояние изменилось в положительную сторону. Работа, которая была отложена со словами «надо, но не срочно», перестала вызывать внутреннее сопротивление ее выполнить (рис. 3).
Сталкиваясь в работе с негативными жизненными переживаниями клиентов, в том числе пережитыми ими в детстве, метод работы ДПГД отличное подспорье в работе педагога-психолога.