
Если кто-то Вас обидел,
Что-то злостное сказал,
То его совсем не нужно
Обзывать и унижать!
Вы попробуйте сначала
До десятка досчитать!
Педагогом-психологом отделения помощи ОГКУСО «Центр социальной помощи семье и детям «Радуга» Братского района» организовано и проведено заседание круглого стола в рамках реализации межведомственного взаимодействия специалистов учреждений на тему: «Обучение несовершеннолетних эффективным техникам управления негативными эмоциями». На мероприятии присутствовали педагог-психолог ОГКУСО «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Братского района», педагоги-психологи и социальный педагог ГОКУ СКШ г. Вихоревка, педагоги-психологи ОГКУСО «Центр социальной помощи семье и детям «Радуга» Братского района» (рис. 1).
На тему профилактической работы с подростками с агрессивным поведением написано много. Каждый педагог при выполнении своей профессиональной деятельности сталкивается с запросом провести работу с несовершеннолетним, который ведет себя агрессивно. Существует множество направлений работы с агрессивным поведением подростков. Применяя в работе с несовершеннолетними те или иные приемы и техники, педагог-психолог пришла к выводу, что невозможно научиться снимать напряжение, агрессию, не используя техники мышечного расслабления, развития способности распознавать и обозначать свои эмоции на какие – либо события, приемы когнитивно-поведенческой терапии.
Обобщая имеющиеся знания и опыт работы с несовершеннолетними с агрессивным поведением, педагогом-психологом Центра были созданы буклеты-задания для работы с несовершеннолетними. При разработке буклетов-заданий были использованы техники: дистанцирование, контейнирование, центрирования, самоанализ ситуации, а также упражнения: «воздушный шар», «айсберг», «вулкан».
Каждый буклет-задание включает в себя одну из техник, материал для дискуссии. Для работы с несовершеннолетними детьми 7-12 лет используются арт-терапевтические приемы. Самое важное, что каждый буклет учит ребят познавать себя, анализировать и описывать свое эмоциональное состояние, свою реакцию на событие (рис. 2).
Разработанный методический материал можно использовать в работе по отдельности, можно выстроить серию занятий.
Во время обсуждения эффективности использования методического материала, предложено присутствующим специалистам на практике в своих учреждениях провести с несовершеннолетними с агрессивным поведением профилактическую работу, используя предложенный методический материал, и дать обратную связь о результатах работы. Коллеги согласились на предложение, а также сказали, что дополнят предложенный материал своими проверенными и эффективными техниками и приемами, которые озвучили во время обсуждения (рис. 3).
Хочется надеяться, что работа круглого стола была полезной и эффективной, а каждый из присутствующих пополнил свою педагогическую копилку новым материалом.