Педагогам ОГКУСО «Центр социальной помощи семье и детям «Радуга» Братского района» в своей работе, часто приходится возвращаться к вопросу поощрения и наказания детей, в курируемых семьях.
Наказание и поощрение – это два диаметрально противоположных и одинаково необходимых метода воспитания. Что они из себя представляют?
Поощрение – это проявление положительной оценки поведения ребенка. Все эти оценочные суждения направлены на то, чтобы поддержать позитивное поведение ребенка. Такие оценки вызывают у детей чувство удовлетворения, а у тех, кто не заслужил поощрения, возникает желание пережить в следующий раз подобное чувство. В этом и заключается основной психолого-педагогический смысл влияния поощрения на личность ребенка, на формирование его характера.
Поощрение ребенка за что-то хорошее укрепляет у него веру в свои силы, вызывает желание и в дальнейшем вести себя лучше, проявить себя с хорошей стороны. Вместе с тем не следует слишком увлекаться поощрением. При частом повторении они перестают служить стимулом дисциплинирования. Дети привыкают к ним и не ценят поощрения. В процессе воспитания приходится прибегать и к наказаниям.
Наказание – это отрицательная оценка поведения ребенка в случае нарушения им норм нравственности. Аналогично поощрению существует немало способов демонстрации взрослыми своего отрицательного отношения к поступкам сына или дочери: холодный взгляд, нахмуренные брови, предостерегающий жест, гневное слово и т. д.
Можно сделать вывод, что поощрять ребенка надо не за сам факт выполнения обязанностей, а за то, с каким старанием и прилежанием он выполнил эту работу.
Самые частые виды наказания:
- замечание;
- лишения удовольствия и развлечений;
- лишение доверия.
Нужны ли физические наказания?
Физические наказания способствуют развитию лицемерия, трусости, возбуждают злобу и ненависть к старшим.
Законным представителям несовершеннолетних, состоящих на социальном сопровождении, периодически выдаётся печатный материал следующего содержания.
Советы родителям:
- смотрите на своего ребенка как на самостоятельную личность;
- говорите с ним о некоторых планах, касающихся домашнего хозяйства, например, что купить, что поправить, что сэкономить, чтобы ребенок чувствовал себя членом семейного коллектива;
- все время доказывайте своим поведением, что умеете держать слово;
- держите себя так, чтобы ребенок не боялся идти к вам с любым вопросом, даже и тогда, когда чувствуете, что вопрос деликатный;
- раньше, чем пристыдить или наказать ребенка, постарайтесь понять, по каким побуждениям он совершил свой поступок;
- не обращайтесь с ним все время как с маленьким ребенком;
- не делай за него то, что он мог бы сделать сам.
Помните! Воспитывая ребенка, оба родителя и остальные родственники должны действовать согласованно.
- Чаще хвалите ребенка, чем осуждайте. Подбадривайте, а не подмечайте неудачи. Вселяйте надежду, а не подчеркивайте, что изменить ситуацию невозможно;
- чтобы ребенок поверил в свой успех, в это, прежде всего, должны поверить взрослые;
- наказывать легче, воспитывать труднее;
- не создавайте сами опасных прецедентов и резко ограничьте круг запретов. Если вы что-то разрешили ребенку вчера, разрешите и сегодня. Будьте последовательны. Запреты всех взрослых в семье должны быть одинаковыми;
- воинственность ребенка можно погасить своим спокойствием;
- не ущемляйте достоинство и самолюбие ребенка;
- попытайтесь понять ребенка и оценить с его позиции «плохой поступок»;
- если есть сомнение, наказывать или нет, – не наказывайте!
Помните, что детское непослушание всегда имеет психологические мотивы:
- нарочитое непослушание означает, что ребенок хочет быть в центре внимания;
- проказы свидетельствуют о том, что ребенок жаждет эмоциональных впечатлений;
- упрямство – свидетельство желания быть независимым;
- агрессия – ребенок ищет способ самозащиты;
- суета, беготня – ребенок дает выход энергии.
Самое главное – любите своих детей!